Тимпанопластика

Из попыток разработки методики консервативной «радикальной» операции в отохирургии родилось направление, которое получило название «тимпанопластика».

По определению В.Ф.Ундрица (1959), тимпанопластика — это восстановление разрушенной болезненным процессом звукопроводящей системы среднего уха для улучшения слуховой функции. Однако основной целью этого способа хирургического вмешательства на среднего уха при его хроническом воспалении является ликвидация последнего. Заслуга разработки принципов и методов тимнанопластики в современном се исполнении принадлежит Х.Вульштейну и Ф.Цельнсру [Wullstein H., Zollner F., 1952], хотя такие попытки предпринимались и в XIX в. Применение тимпанопластикн показано при хроническом гнойном воспалении среднего уха и его последствиях, характеризующихся разрушением звукопроводящей и полостной системы среднего уха. Для обеспечения хорошего функционального эффекта в идеальном случае требуется сохранность барабанной перепонки, цепи слуховых косточек, функционирование обоих лабиринтных окон и проходимость слуховой трубки для обеспечения вентиляции вновь создаваемой полости, которая играла бы роль барабанной полости. Кроме того, для проведения тимпанопластики для улучшения слуховой функции необходима сохранность функции волосковых клеток спирального органа  и отсутствие выраженных явлений нарушения звуковосприятия. Указанные требования являются безусловными, в противном случае операция утрачивает смысл. Тимпанопластике должны предшествовать тщательное обследование для выявления функциональных и анатомических резервов предполагаемого к хирургическому вмешательству уха, а также для установления типа тимпанопластики. В качестве пластического материала для тимпанопластики применяют в основном собственную кожу больного в виде свободного лоскута или на питающей ножке (В.Н.Козлов, Г.М.Комарович, К.Л.Хилов и др.).

По Г.Вульштейну, различают 5 типов тимпанопластики, каждый из которых применяют в зависимости от степени сохранности звукопроводящих структур барабанной полости.

1-й тип применяют при целости слуховых косточек и наличии дефекта (перфорации барабанной перепонки); производят закрытие перфорации (мирингопластика) соответствующим пластическим материалом.

2-й тип применяют при частичном повреждении слуховых косточек и дефекте барабанной перепонки; при 1-м и 2-м типах тимпанопластики удается сохранить все отделы барабанной полости и восстановить звукопроведение до практически нормального состояния; в функциональном отношении эти типы тимпанопластики наиболее эффективны.

3-й тип применяют в том случае, когда сохранилось лишь стремя при подвижном его основании; при этом кожный лоскут укладывают на головку стремени, формируя некое подобие колюмелли — единственной слуховой косточки, играющей роль стремени у птиц; при этом виде тимпанопластики сохраняется лишь часть барабанной полости в виде щелевидного пространства, а роль барабанной перепонки играет истонченный и уложенный на головку стремени кожный лоскут.

4-й тип возможен лишь при наличии сохранившего подвижность основания стремени; пластическими лоскутами закрывают (экранируют) окно улитки, защищая его от прямого воздействия звуковых волн, и слуховой трубки, в результате чего образуется ограниченное пространство, в котором возможны свободные компенсаторные колебания мембраны окна улитки; основание стремени оставляют свободным, не прикрытым лоскутом, для более эффективного резонирования ее на приходящий звук.

5-й тип тимпанопластики производят при неустранимой облитерации основания стремени рубцовой тканью с его полной неподвижностью, но при сохраненной функции окна улитки; суть этого типа тимпанопластики заключается в формировании в выступающем на поверхности лабиринтной стенки барабанной полости латеральном полукружном канале отверсти, проникающего в перилимфатическое пространство и прикрытия его тонким кожным лоскутом, служащим резонирующей мембраной для передачи звуковой энергии жидкости лабиринта и передачи се звукопроводящей и звуковоспринимающей системам улитки.

Этот тип операции называют также фенестрацией (от лат. fenestra — окно) лабиринта, а образованное отверстие— новым «овальным» окном (fenestra novovale).

Следует отметить, что в настоящее время на базе классических типов тимпанопластики разработаны множество их модификаций, в том числе и стапедопластика, и, в свою очередь, немало способов последней.

Вход в систему

Что такое OpenID?

Типы тимпанопластики по вульштейну

Follow @mymediks