Деформации носа

Пирамида носа является самой выдающейся частью лица, играющей наряду с другими главными опознавательными наружными органами головы (глаза, рот, уши) важнейшую косметическую роль в благообразии индивидуального физиономического образа человека. При встрече с любым человеком взгляд прежде всего останавливается на его носе, затем на глазах, губах и т. д., о чем свидетельствуют интереснейшие опыты с прямой регистрацией движений глаз при помощи специальной методики, проведенные А.Л.Ярбусом  при исследовании им глазодвигательных реакций, участвующих в процессе осмотра различных объектов, произведений изобразительного искусства и лица человека. При рассматривании лица взгляд чаще всего останавливается на носе, глазах и рте, что фактически подтверждает их важнейшую косметическую роль в оценке физиономических особенностей человека. Первым, на что бросает взгляд человек при встрече с другим человеком, является нос, что свидетельствует о его значении в визуальном общении людей.

Частота отклонений формы носа от общепринятых «классических» канонов достаточно велика, если не считать, что эти отклонения составляют 90%. Деформации носа делятся на врожденные и приобретенные. Врожденные дефекты носа, в свою очередь, подразделяются  на генетически обусловленные и травматические интранатальные. Однако и так называемые нормальные формы носа отличаются как семейными (наследственными) особенностями, так и зависимостью от этнографической и расовой принадлежности человека.

Окончательная фиксация индивидуальной формы носа «в норме», а также те или иные врожденные дисплазии формируются к половому созреванию индивидуума. Однако они могут наблюдаться и до 14—15-летнего возраста, особенно врожденные. Но и эти «ранние» дисплазии не могут быть окончательно идентифицированы до 18—20-летнего возраста, в течение которого происходит окончательное формирование лицевых анатомических образований, в том числе и пирамиды носа.

Большинство дисплазий пирамиды носа являются дефектами травматического происхождения, что касается дисплазий внутреннего носа, то они, наряду с травматическим, обусловлены и морфогенетическими (внутриутробными) и онтогенетическими особенностями развития лицевого скелета. Весьма часто, особенно в последние годы, в связи с развитием и совершенствованием методов пластической хирургии, особенно часто возникает вопрос о хирургическом изменении формы наружного носа. В связи с этим положением целесообразно, на наш взгляд, привести некоторые ставшие классическими сведения о формировании представлений об эстетических параметрах пирамиды носа. Прежде всего следует подчеркнуть, что любое диспластическое изменение пирамиды носа имеет свои патологоанатомические особенности. Более того, эти особенности либо нарушают, либо как бы «гармонизируют» в определенном смысле «иконографию» лица и определяют особый имидж индивидуума. Примером последнего могут служить знаменитые французские актеры Жан-Поль Бельмондо и Жерар Депардье, носы которых далеки от классических канонов, однако придают облику артистов особую значимость и привлекательность.

Патологическая анатомия. Деформации могут касаться любой части пирамиды носа — костной, хрящевой или мягких тканей, покрывающих названные части, или характеризоваться комбинацией последних. В связи с изложенным определенный интерес представляет этиологическая и патогенентическая классификация деформаций носа, предложенная в начале XX в. французскими ринологами Sibileau и Dufourmentel. Согласно этой классификации, деформации носа подразделяются следующим образом:

деформации, возникшие вследствие утраты части тканей пирамиды носа в результате травматического повреждения либо в результате определенного заболевания, разрушающего анатомические образования носа с последующим его рубцовой деформацией (сифилис, туберкулез, лепра, волчанка носа);

деформации, не обусловленные утратой ткани и мягких покровов носа, возникающие в результате «эссенциального» дисморфогенеза пирамиды носа, ведущего к деформациям его костного и хрящевого скелета; в эту группу входят:

а)         гиперпластические деформации носа, обусловливающие увеличение его размеров за счет костной ткани в сагиттальной плоскости («горбатый» нос) или во фронтальной плоскости (широкий нос) к этой группе деформаций относится и длинный нос, каким отличались, например, Ян Гус, Сирано де Бержерак и Н.В.Гоголь, «обязанный» своей формой чрезмерному развитию хрящевых тканей в длину, или толстый нос, формирующийся при развитии хряща в ширину;

б)         гипопластические деформации носа различных типов — западение (провал) спинки носа и его основания, сближение крыльев носа и гипоплазия их хрящевой основы, полный провал носа, короткий нос, укороченные крылья носа и др.;

в)         пороки развития костно-хрящевой основы носа с дислокацией во фронтальной плоскости, определяемой как кривоносость различных видов с нарушением формы ноздрей;

деформации носа, обусловленные травматическим повреждением его или каким-либо деструктивным заболеванием, при котором могут возникать все перечисленные выше виды нарушений формы носа; особенностью этих деформаций является то, что при выраженных нарушениях формы пирамиды носа, возникающих в результате переломов или раздробления костно-хрящевого скелета его или разрушения его патологическим процессом, не наблюдается утраты покровных тканей носа.

Для формализованного представления о нарушениях формы носа «в профиль» Сибилу, Дюфурментель и Жозеф разработали обобщенную схему элементов перегородки носа, подвергающихся деформации, которую они разделили двумя горизонтальными параллельными линиями на три уровня, составляющих, «компоненты профиля»: I — костный уровень; II — хрящевой уровень; III — уровень крыльев и кончика носа.  Указанные деформации наружного носа визуализируются только при осмотре «в профиль». Если же эти деформации дополняются нарушениями положения пирамиды носа во фронтальной плоскости по отношению к срединной линии, но не изменяют форму профиля, то они заметны лишь при фасном осмотре носа.

Н.М.Михельсон и соавт. подразделяют деформации носа по их виду на пять основных групп:

  1. западение спинки носа (седловидный нос);
  2. длинный нос;
  3. горбатый нос;
  4. комбинированные деформации (длинный и горбатый нос);
  5. деформации концевого отдела носа.

Измерениями формы носа, проведенными на произведениях великих художников (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт) и скульпторов (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель), было установлено, что идеальный угол носа (вершина угла находится у корня носа, вертикальная линия соединяет вершину угла с подбородком, наклонная линия следует по спинке носа) не должен превышать 30°.

Вход в систему

Что такое OpenID?

Провал спинки носа

Follow @mymediks